Муниципальное бюджетное учреждение
«Спортивная школа «Тюлячи»
Тюлячинского муниципального района РТ
Методическая разработка на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НАБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ ШКОЛУ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ШКОЛАМИ»
Выполнила:
инструктор-методист ФСО Закиева А.А.
с.Тюлячи
2020 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 |
|
|
|
1.Набор, спортивная ориентация и отбор детей в спорте ……………….....9 |
|
2.Взаимодействие СШ с другими организациями.….………………………….15 |
|
3. Методы исследования……………………………………………………..21 |
|
4. Организация исследования……………….……………………………….22 |
|
5. Деятельность и организационная структура МБУ «Спортивная школа «Тюлячи» Тюлячинского муниципального района РТ…………………..23 |
|
6. Организация процесса набора детей в МБУ «Спортивная школа «Тюлячи» Тюлячинского муниципального района РТ и документальное обеспечение этого процесса………………………………………………………...29 7. Организация взаимодействия СШ с общеобразовательными школами и оценка эффективности…………………………………………………33 |
|
8. ВЫВОДЫ………...………………..…………….………………….….…33 |
|
9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………35-37 |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования – это организация, согласование их взаимообусловленных действий, направленных на достижение общей цели, эффективную реализацию специфических воспитательных возможностей каждого субъекта взаимодействия.
Основными направлениями совместной работы СШ и общеобразовательных учреждений являются:
- организация и проведение совместных мероприятий физкультурно-спортивной направленности;
- комплектование сборных команд района, в том числе из учащихся общеобразовательных учреждений для участия в республиканских соревнованиях по различным видам спорта;
- передача наиболее перспективных спортсменов тренерам спортивной школы.
В качестве содержательных механизмов такого взаимодействия мы рассматриваем:
- реализацию доступности образовательных услуг;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- развитие массового спорта;
- формирование у детей и подростков основ ЗОЖ.
Задачи:
1.СШ в своей структуре имеют отделения по видам спорта.
Отделения формируются из групп начальной подготовки и тренировочных групп.
Основной задачей СШ является подготовка спортивного резерва и передача спортсменов в высшее звено.
Основными критериями деятельности на этапе начальной подготовки являются:
- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств и физической подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля;
- число занимающихся, зачисленных в тренировочные группы; на учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта.
СШ, не располагающие квалифицированными кадрами, соответствующими материальными и финансовыми условиями и, в силу этого, не решающие задачи подготовки спортивного резерва, могут быть реорганизованы на основании заключения соответствующей областной, городской квалификационной комиссии:
- в детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП) решением соответствующего областного, городского управления по физической культуре и спорту;
- в детско-юношескую спортивную школу общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП) решением учредителя и соответствующего областного, городского управления по физической культуре, спорту и туризму.
Деятельность СШ органов образования должна строиться в тесном организационно-методическом единстве с работой по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. При этом может использоваться материальная база общеобразовательных школ для проведения занятий учебных групп СШ.[2]
СШ комплектуется детьми и подростками, не имеющими отклонений в состоянии здоровья и противопоказаний для занятий спортом, представляют им равные условия для поступления и обучения, а имеющим перспективу в спорте высших достижений - необходимые условия для их спортивного совершенствования.[1]
СШ устанавливаются следующие требования к уровню мастерства спортсменов-учащихся:
- на тренировочный этап зачисляются спортсмены-учащиеся, прошедшие обучение на этапе начальной подготовки не менее двух лет и выполнившие контрольно-переводные нормативы.
Утверждение плана комплектования СШ по отделениям, учебным группам и контингенту учащихся производится учредителем до 1 сентября, сметы расходов - до 1 января.
Утверждение тарификационного списка, годового расчета учебных часов, списков учебных групп по этапам подготовки производится администрацией школы (групп спортивного совершенствования по согласованию с соответствующим областным, городским управлением по физической культуре, спорту и туризму, высшего спортивного мастерства - Министерством спорта и туризма) до 1 сентября. Утверждение списочного состава групп начальной подготовки и групп общей физической подготовки - до 1 октября.
Зачисление учащихся в СШ производится по заявлению поступающего при согласии родителей и наличии допуска врача.
В случае выбытия учащегося из группы тренер обязан доукомплектовать ее в месячный срок.
Для зачисления в тренировочные группы СШ учащиеся сдают контрольные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения тренерского совета с учетом выполнения ими контрольно-передовых нормативов, наличия установленного спортивного разряда. Учащиеся, не выполнившие контрольные нормативы по профилирующему виду спорта, могут оставаться на повторный год обучения (не более одного раза на каждом этапе) или переводиться в спортивно-оздоровительные группы. Выпуск производится после окончания каждого этапа обучения. Зачисление и выпуск учащихся оформляются приказом директора спортивной школы.
Учащиеся, переданные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, команды мастеров по игровым видам спорта, не входят в количественный состав групп, но считаются воспитанниками данной школы и могут выступать за ее команду. Для доукомплектования группы в нее могут быть зачислены учащиеся с предыдущего года обучения. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость данной группы сохраняются до окончания каждого этапа обучения.[7]
Учебный год в СШ начинается 1 сентября. Учебная работа проводится в соответствии с программами по видам спорта. Учебный план рассчитан на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях школы и 6 недель - в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочных сборов, проводимых в каникулярный период, и тренировок по индивидуальным заданиям.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные занятия, работа по индивидуальным планам (с учащимися групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, или наиболее одаренными учащимися учебно-тренировочных групп), медико-восстановительные и оздоровительные мероприятия, педагогические тестирования, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.
Режим тренерско-преподавательской работы с учебными группами и минимальная наполняемость групп занимающихся по этапам обучения определяется инструкцией Министерства спорта. Продолжительность одного занятия в группах общей физической подготовки, начальной подготовки не должна превышать 2 академических часов, в группах специальной физической подготовки, тренировочных группах - 3 и спортивного совершенствования – 4 часов.
СШ организует и проводит в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, в свободное время воспитательную работу с учащимися по плану, утвержденному директором школы.
СШ в пределах выделенных средств и в соответствии с утвержденным календарным планом спортивных мероприятий может проводить внутришкольные и открытые первенства, матчевые встречи, турниры и другие соревнования, а также спортивно-оздоровительные лагеря.[20]
СШ может направлять на тренировочные сборы центров олимпийской подготовки и школ высшего спортивного мастерства в качестве переменного контингента учащихся, включенных в число членов, стажеров и резерва национальных команд по видам спорта и их личных тренеров, неся расходы по проезду указанных спортсменов и тренеров и сохранению заработной платы тренеров. Спортсмены-инструкторы штатных национальных команд могут оставаться в списочных составах учебных групп СШ по решению учредителя.
Спортсменами-учащимися СШ могут быть дети, подростки и молодежь, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.
Спортсмены-учащиеся имеют право:
- бесплатно пользоваться спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием спортивной школы;
- получать в установленном порядке спортивную одежду, обувь специального назначения и инвентарь индивидуального пользования;
- обучаться в специализированном по спорту классе, привлекаться в спортивно-оздоровительный лагерь;
- участвовать в конкурсном отборе на очередной этап спортивной подготовки;
Учащиеся СШ обязаны:
- постоянно повышать свою теоретическую, общую и специальную физическую подготовку;
- совершенствовать спортивное мастерство;
- выполнять намеченные планы индивидуальных и групповых занятий;
- соблюдать спортивный режим и гигиенические требования;
- систематически вести дневник спортсмена;
- сочетать занятия спортом с успешной учебой в общеобразовательной школе или другом учебном заведении;
- выступать в соревнованиях за ДЮСШ или организацию, в ведении которой она находится;
- не применять запрещенные медпрепараты;
- строго соблюдать требования врачебного контроля, регулярно, не реже одного раза в 6 месяцев, проходить диспансеризацию.[31]
За нарушение правил внутреннего распорядка к учащимся могут применяться соответствующие меры воздействия, вплоть до исключения из СШ или дисквалификации на определенный период по решению педагогического совета.
1. Набор, спортивная ориентация и отбор детей в спорте
Набор - педагогический процесс, направленный на комплектование групп предварительной подготовки в различных видах спорта.[10]
Успешность набора зависит:
- от статуса образовательного или оздоровительного учреждения;
- традиций образовательного учреждения;
- целевой направленности педагогического коллектива;
- заинтересованности тренеров в качестве процесса набора;
- уровня профессионального мастерства тренерского состава;
- квалификации тренеров;
- качества организации и результативности соревновательной деятельности детей, занимающихся в данном учреждении;
- наличия системы взаимосвязей с профессиональными спортивными командами, обеспечивающими рост спортивных достижений ребенка;
- организации рекламной деятельности спортивного образовательного учреждения;
- материально-технического оснащения учреждения;
- отзывов детей и их родителей об образовательном учреждении;
- уровня заинтересованности, знаний, умений и навыков в сфере физкультурно-спортивной деятельности детей и их родителей;
- популярности конкретного вида спорта;
- престижности занятий данным видом спорта и перспективы поощрений и заработной платы спортсменов-профессионалов;
- количества спортивных образовательных учреждений в районе, городе и др.
Кроме того, важным фактором, определяющим уровень образовательного учреждения является взаимодействие с общеобразовательными школами.[22]
Спортивная ориентация - это педагогический процесс, направленный на формирование интересов и предпочтений ребенка в выборе вида спорта, спортивной специализации, конкретного амплуа, в которых ребенок сможет добиться индивидуально максимальных результатов и успешно проявить собственную личность.[19]
Спортивная ориентация состоит из нескольких этапов. Первый этап включает в себя:
- освоение элементов базовой техники различных видов спорта (в рамках многоборной спортивной подготовки ребенка);
- освоение знаний и техники на уровне двигательного умения в основном виде спорта;
- оценку и педагогический анализ темпов прироста соревновательно значимых физических и психологических качеств личности;
- выявление спортивных предпочтений ребенка и др.
Второй этап спортивной ориентации направлен на оценку динамики результатов соревновательной деятельности в виде спорта тренером, ребенком и его родителями. На втором этапе происходит принятие или непринятие ребенком исходно избранного вида спорта, а также попытки попробовать себя в других видах: по рекомендации тренера, желанию родителей или самого юного спортсмена. Ребенок может уйти из данного вида спорта, но спустя какое-то время вернуться. В этой ситуации он сам выстраивает определенные умозаключения: «это мое»; «это не мое»; «пока не определился».
В этот промежуток времени возможны такие ситуации, когда родители детей, не дождавшись быстрых успехов в соревновательной деятельности, силой своего влияния на ребенка определяют, что их сыну (дочери) не нужен этот вид спорта.
С педагогической точки зрения, в данный промежуток не просто времени, а жизни ребенка необходимо проявлять внимательность, толерантность к соревновательно неуспешному ребенку, активизировать внутренние силы растущей личности на преодоление негативных ситуаций.
Направленность ориентации характеризуется дисгармоничностью: либо ребенок ориентирован на процесс, либо на результат деятельности. Важной задачей педагога является раскрытие значимости каждого из видов направленности. Без ориентации на процесс не будет качественно организованной учебно-тренировочной деятельности, а также ребенок не получит удовольствия от собственно процесса состязания. Без ориентации на результат не повышается эффективность соревновательной деятельности. Эти два мотива находятся в постоянном противоречии, поскольку качество деятельности ребенка нестабильно. Сегодня он работает в полную силу, завтра накопившееся утомление не позволяет реализоваться на максимуме, соответственно в ходе самой деятельности идет переориентация направленности с результата на процесс или на более мелкий (фрагментарный) результат в конкретном упражнении.
Третий этап спортивной ориентации характеризуется четко выработанной направленностью ребенка, выбором спортивного амплуа, индивидуального стиля соревновательной деятельности, наиболее успешных видов соревновательных и учебно-тренировочных упражнений. Ребенок ориентирован и на процесс, и на результат деятельности, осознает их смысловую и деятельностную нагрузку.[24]
В процессе анализа спортивной пригодности ребенка к конкретной спортивной деятельности тренер может рассматривать два направления:
- оценку текущих кондиционных и координационных способностей как срочный показатель имеющегося двигательного опыта;
- оценку темпов прироста в приобретении общих и специфических качеств и способностей ребенка, занимающегося спортом.[13]
Отбор - это педагогический процесс, содержащий в своей основе целесообразный выбор спортсмена или группы спортсменов, спортивной команды для занятий видом спорта и успешного участия в соревнованиях из более многочисленного контингента занимающихся. В СШ, не имеющих достаточного контингента, система отбора не работает. Отбор - это определение лучших спортсменов в ходе состязательной или учебно-тренировочной деятельности с конструированием условий соревнования.[30]
В системе отбора существует учет биологического и паспортного возраста юного спортсмена. Возраст предполагает развитие индивидуальных особенностей человека во времени: физических, биологических, психологических, общественно-исторических и др. В процессе организации педагогического отбора тренер должен замечать и определять детей, заранее подготовленных к конкретному типу спортивных локомоций, присущих избранному виду спорта, и детей, заранее не ознакомленных со структурой двигательных действий. Квалифицированные тренеры в процессе отбора часто дают нестандартные задания, в ходе выполнения которых ребенок должен проявить двигательную находчивость, и обращают внимание при этом на такие качества, как раскрепощенность, пластичность движений. Одним из критериев рациональности движения является относительно расслабленное состояние мышц воротниковой зоны. Поднятые вверх плечи не позволяют ребенку свободно дышать, вызывают состояние чрезмерного напряжения не только мышц плеча, но и шеи, предплечья, спины, что автоматически закрепощает ребенка, при этом падает экономичность двигательной деятельности.
В любом случае возраст служит для обозначения качественно своеобразной ступени развития, обусловливаемой закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучением и воспитанием в конкретно-исторических условиях. Использование паспортного возраста (число полных лет) в условиях современного нравственного состояния общества и конкретных людей, сопровождающих организацию соревновательной деятельности в детском спорте, является наиболее адекватным фактором в классификации участников соревнований по определенным группам.
В процессе педагогического отбора молодой тренер должен учитывать, что на первом этапе тренировки в лидерах будут дети относительно невысокие, темповые, взрывные. Им в некотором роде легче. Скорость передачи нервных импульсов значительно выше, путь - короче. Спустя год, два, три «амплитудные» дети начнут набирать мышечную силу, и тогда на первый план выходит экономичность техники. Чей ресурс будет выше, тот и проявится более успешно в соревновательной деятельности.[15]
Учебно-тренировочный и соревновательный процесс должен организовываться с применением здоровьесберегающей, ресурсно-обеспеченной соревновательной деятельности юных спортсменов по биологическим возрастам, поскольку дети по темпам биологического развития распределяются по трем группам: акселераты, норма и ретарданты. В этом случае значение имеет способность тренера отличать талантливых детей от акселерантов. И если мы определили, кто является талантливым, неизменные правила педагогического такта утверждают - для тренера все дети равны! Только благодаря команде, всем детям спортивного микросоциума талант способен раскрыться, выдерживая конкуренцию, не сдаваясь, переживать и преодолевать конфликтные ситуации, пересматривать отношения к себе, другим, деятельности.[26]
Ребенок, приходя в спорт, переживает три психологические стадии выбора вида спорта:
1) отсев,
2) адаптацию,
3) надежность.
Отсев - название этой стадии психологического отбора характеризуется началом занятий спортом. Иногда спортсмен находит сразу подходящий для него вид спорта, иногда ему приходится сменить несколько секций и тренеров, нередко и тренер (в интересах самого спортсмена) рекомендует ему заняться другим видом спорта или совсем оставить спорт. Занимаясь в секции или клубе, спортсмен также долгое время будет решать проблемы общефизической подготовки, не сразу сможет проявить свои способности и при этом ощущает их недостаток. В таких условиях тренировки становятся для ребенка неинтересными, и он может покинуть спорт. Только 4 человека из 1000 становятся мастерами спорта международного класса (по данным М.Е. Железняковой).[25]
Стадия адаптации связана с окончательным выбором специализации спортсмена в спортивной деятельности. Эта стадия не менее, чем другие, изобилует проблемами психологического порядка. Ребенок адаптируется или не адаптируется к повышающимся физическим нагрузкам на фоне возрастания конкуренции и длительного пребывания вне дома. Основной задачей тренера в профессиональной деятельности является организация учебно-тренировочного процесса в максимально комфортных психологических условиях. Ребенок должен в тренере видеть не судью, а старшего товарища, помогающего пройти этапы личностного становления, разнопланово проявиться в спорте.[19]
Отбор детей в различные виды спорта осуществляется при помощи использования базовых для данного вида спорта тестов. В спортивные игры отбирают детей, обладающих достаточным уровнем координационной готовности, экономичности действий, тренер ожидает не просто выполнения технического действия, а рационального приложения собственных сил ребенка. Кроме того, важны концентрация, устойчивость, переключаемость, объем внимания. Также достаточно важное качество - скорость движения, которая может проявляться либо за счет собственно скоростных способностей, либо за счет способности экстраполировать (предугадать) ситуацию, либо за счет более совершенной технической или силовой готовности.
Таким образом, кроме названных выше факторов, успешность ребенка в спорте определяется адекватно организованным набором, спортивной ориентацией и отбором, не травмирующим личность ребенка.[3]
2. Взаимодействие СШ с другими организациями
Социальное партнерство в дополнительном образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.[27]
Чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании и социализации детей СШ необходимо взаимодействие с социумом для расширения и укрепления связи с социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.[4]
Цель деятельности школы в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.[23]
Социальное партнерство с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства администрация и педагогический коллектив спортивной школы должны:
- четко осознает миссию спортивной школы, цели ее развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
- владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
- предвидит возможные результаты партнерства для развития ДЮСШ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления обучающихся).[28]
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
- для расширения кругозора воспитанников (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых;
- привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу школы.[9]
Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования и культуры.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.[11]
Взаимодействие с медицинскими учреждениями.
Цель: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства СШ с медицинскими учреждениями района и области.
Задачи:
1. Объединить педагогических работников, родителей школы и медицинских учреждений для эффективной организации медицинского обследования обучающихся, профилактики заболеваний и оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления:
- оздоровительное;
- диагностическое;
- психоэмоциональное благополучие.
Взаимодействие с учреждениями спорта
Задачи:
1. Объединить усилия администрации, педагогов школы, родителей и работников учреждений спорта для эффективной организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в районе, области.
2. Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствовать индивидуальные способности и самостоятельность.
3. Формировать позитивное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
4. Повысить квалификацию педагогов в области спорта посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
- Физкультурно – оздоровительные;
- Личностно – ориентированные;
- Мотивационное;
- Физкультурно – просветительское.
Взаимодействие со школами
Цель: Усилить взаимодействие СШ с общеобразовательными учреждениями для социокультурной самореализации всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Установить партнерские взаимоотношения СШ со школами района.
2. Удовлетворить образовательные и досуговые потребностей детей, молодежи, родителей.
3. Приобщить детей и подростков к регулярным занятиям физкультурой и спортом, формировать у них мировоззрение здорового образа жизни.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, соревнований, посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
- Физкультурно – оздоровительные;
- Личностно – ориентированные;
- Мотивационное;
- Физкультурно – просветительское.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (СШ)
Цель: Установить партнерские отношения с учреждениями дополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности (СШ) по обмену опытом работы в организации учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности.
Задачи:
1. Развивать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (СШ) с целью развития творческого потенциала и познавательной активности педагогов и обучающихся.
2. Создать условия для самореализации личности обучающихся и ее интеграции в социокультурную систему области, РФ.
3. Совершенствовать формы взаимодействия с учреждениями дополнительно образования физкультурно-спортивной направленности (СШ) для расширения социально – образовательной системы СШ.
Основные направления:
- Информационно – педагогическое;
- спортивно-соревновательное;
- познавательное.
Взаимодействие с учреждениями культуры.
Цель: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия СШ с учреждениями культуры.
Задачи:
1. Расширить творческое взаимодействие СШ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей обучающихся.
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры обучающихся.
Основные направления:
- эстетическое;
- духовно-нравственное;
- художественно-творческое;
- культурно-просветительское.
Взаимодействие с СМИ
Цель: установление связей с общественности о результатах деятельности всех участников образовательного процесса через СМИ.
Задачи:
- развитие позитивного общественного мнения о СШ;
- повышение спроса на образовательные услуги спортивной школы через СМИ.[29]
Таким образом, современные образовательные учреждения, в том числе и дополнительного образования детей не могут сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе учреждения только с семьями своих воспитанников;
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
- в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
- в саморазвитии участников образовательного процесса.
Организация социокультурной связи между СШ и учреждениями позволяет:
1. Использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
2. Решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации дополнительного образования.[16], [17], [18]
Культура |
СМИ |
РОО |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
|||||||
СШ |
СОШ |
Здравохранение |
ОДМС |
Рис. 1. Взаимодействие СШ с учреждениями
3. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ литературных источников. 2. Анализ документов. 3. Сравнительный анализ.
Анализ литературных источников
В ходе исследования был проведѐн анализ научно-методической литературы, еѐ изучение и краткое описание. В ходе нашей работы было изучено и проанализировано 30 литературных источников нормативно- правового. научного, учебного и учебно-методического характера.
Анализ литературных источников позволил нам выбрать тему и методы исследования, сопоставить практическую и научную ценность выводов и рекомендаций.
Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно выявить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. При этом мы узнаем, какие стороны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концепции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определяем область своего исследования.
Анализ документов.
Был проведѐн анализ документов: изучены Устав СШ, локальные акты (положение о порядке приема обучающихся в СШ, положение об организации приемной и аппеляционной комиссии, положение о Совете учреждения, положение о тренерском совете,), протоколы приема нормативов, договора о сотрудничестве и совместной деятельности с общеобразовательными школами, приказы о зачислении учащихся в СШ.
Сравнительный анализ.
Также был проведѐн сравнительный анализ, в рамках которого проводилось сравнение количества обучающихся, зачисленных в СШ за 2018-2019 и 2019-2020 тренировочные годы.
4. Организация исследования
Исследование проводилось на базе спортивной школы «Тюлячи» Тюлячинского муниципального района с сентября по август 2019-2020 года. В исследовании приняли участие администрация (директор, зам. директора, инструкторы-методисты), воспитанники данной школы и тренеры.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:
I этап (апрель-май 2020 г.) – постановка цели, подбор исследуемых задач и работа с научно-методической литературой.
II этап (июнь-июль 2020 г.) – анализ деятельности СШ «Тюлячи».
III этап (август-сентябрь 2020 г.) - разрабатывался комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности спортивной школы «Тюлячи» при наборе обучающихся.
IV этап (октябрь-ноябрь 2020 г.) - систематизация результатов исследования, формулирование выводов, разработка практических рекомендаций
5. Деятельность и организационная структура
МБУ «СШ «Тюлячи» Тюлячинского муниципального района РТ
Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа «Тюлячи» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, является муниципальным учреждением.
Учреждение является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. Организационно-правовая форма – бюджетное учреждение.
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, устав, печать, штампы, бланки со своим наименованием; вправе иметь иные средства индивидуализации в соответствии с законодательством.
Учредителем Учреждения является Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан .
Отношения между Учреждением и Учредителем определяются уставом и действующим законодательством Российской Федерации.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными законами и нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан, а также муниципальными правовыми актами и уставом. При осуществлении предпринимательской деятельности Учреждение руководствуется действующим законодательством, регулирующим данную деятельность.
Основной целью деятельности Учреждения является реализация программ спортивной подготовки и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основными задачами деятельности Учреждения являются:
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- организация содержательного досуга средствами физической культуры и спорта;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- профессиональная ориентация детей, а также их адаптация к жизни в обществе;
- обеспечение развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов сообразно способностям;
- выявление, развитие и поддержка одаренных детей, а также детей, проявивших выдающиеся способности;
- подготовка к освоению этапов спортивной подготовки;
- подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по культивируемым видам спорта.
Основными видами деятельности Учреждения являются:
- реализация программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта;
- работы по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня, тренировочных занятий, сборов; предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (объектов).
Учреждение осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг, выполнением работ, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствии с муниципальным заданием. Учреждение не вправе отказаться от муниципального задания.
В Учреждении реализуются следующие виды образовательных программ в области физической культуры и спорта:
- программы спортивной подготовки, разрабатываемые в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки и утверждаемые Учреждением (для этапа начальной подготовки, тренировочного этапа, этапа спортивного совершенствования мастерства и этапа высшего спортивного мастерства).
Учреждение реализует программы по следующим видам спорта:
< >плавание;корэш;борьба на поясах;волейболу;армрестлинг.Порядок работы общего собрания работников Учреждения определяется положением об общем собрании работников Учреждения.
В компетенцию общего собрания работников Учреждения входит:
- внесение предложений Учредителю по улучшению финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
- утверждение коллективного договора;
- организация работы комиссий, регулирующих исполнение коллективного договора по охране труда и соблюдению техники безопасности, решению вопросов социальной защиты, контролю исполнения трудовых договоров работниками Учреждения, разрешению трудовых вопросов;
- рассмотрение перспективных планов развития Учреждения;
- разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка Учреждения и других локальных актов в пределах установленной компетенции (договоры, соглашения, положения и др.).
Для разработки и решения методических проблем, ведения методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса, в Учреждении действует тренерский совет Учреждения − коллегиальный орган, объединяющий тренерских и методических работников Учреждения.
Порядок формирования, работы и состав тренерского совета определяется положением о тренерском совете Учреждения.
Тренерский совет:
- рассматривает, вырабатывает, оценивает стратегически важные предложения по развитию Учреждения, научно-методическому обеспечению образовательных, учебно-тренировочных процессов;
- организует разработку, экспертизу стратегических документов Учреждения (программы развития Учреждения, учебные планы, образовательные программы);
- анализирует состояние и результативность образовательного процесса;
- организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы, распространению передового опыта;
- вносит предложения по стимулированию и оценке деятельности тренеров-преподавателей;
- контролирует методическое обеспечение образовательного процесса;
- организует и проводит работу по профессиональной ориентации выпускников;
- осуществляет связь с федерациями по видам спорта и т.д. (по мере необходимости);
- рассматривает составы учебных групп, сборных команд Учреждения;
- составляет рекомендации на обучающихся, частично не выполнивших требования дополнительных образовательных программ, для перевода их на следующий этап подготовки;
- разрабатывает положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Инструкторы-методисты |
Заместитель директора по СР
|
Заместитель директора по ХЧ |
Тренеры |
Директор |
Тех.персонал |
Мед.сестра |
Тренерский совет
|
Общее собрание
|
Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан |
|
Рис.1. Структура управления МБУ «СШ»Тюлячи»
6. Организация процесса набора детей в МБУ «СШ «Тюлячи» и документальное обеспечение этого процесса
Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа «Тюлячи» Тюлячинского муниципального района РТ объявляет прием граждан на обучение по программам спортивной подготовки.
В СШ на обучение по программам принимают детей школьного возраста на основе индивидуального отбора преимущественно от 7 до 18 лет.
Индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих программ.
Для проведения индивидуального отбора поступающих в учреждение проводит тестирование (Приложение 1), а также предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией.
В целях организации приёма и проведения индивидуального отбора поступающих в СШ создана приёмная комиссия.
Регламенты работы комиссии определяются Положением о приемной комиссии. Состав комиссии утверждаются приказом директора школы. В состав комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, члены комиссии. Секретарь комиссии может не входить в состав комиссий.
Председателем приёмной комиссии является руководитель СШ или лицо, им уполномоченное.
Состав приёмной комиссии (не менее 5 человек) формируется из числа тренерского состава, других методических или медицинских работников СШ.
Председателем апелляционной комиссии является руководитель СШ (в случае, если он не является председателем приёмной комиссии) или лицо, им уполномоченное.
При организации приёма поступающих руководитель образовательной организации обеспечивает соблюдение их прав, прав их законных представителей, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приёмной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.
Не позднее, чем за месяц до начала приема документов, СШ на своем информационном стенде и официальном сайте в информационной сети «Интернет» размещает следующую информацию и документы с целью ознакомления с ними законных представителей поступающих:
- копию Устава;
- локальные нормативные акты, регламентирующие организацию тренировочного процессов по программам спортивной подготовки;
- условия работы приёмной комиссии СШ;
- количество бюджетных мест в соответствующем году по программам спортивной подготовки, а также количество вакантных мест для приёма поступающих;
- сроки приёма документов для обучения по в соответствующем году;
- сроки проведения индивидуального отбора поступающих, в соответствующем году;
- формы отбора поступающих и его содержание;
- требования, предъявляемые к уровню физических (двигательных) способностей и к психологическим способностям поступающих;
- систему оценок (отметок, баллов, показателей в единицах измерения), применяемую при проведении индивидуального отбора поступающих;
- условия и особенности проведения индивидуального отбора для поступающих;
- сроки зачисления поступающих в СШ.
Приёмная комиссия СШ обеспечивает функционирование телефонных линий, а также, при имеющейся возможности, раздела сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для оперативных ответов на обращения, связанные с приемом поступающих.
Сроки приёма документов для зачисления определяются администрацией СШ и оформляются приказом директора учреждения в соответствующем году, но не позднее, чем за месяц до проведения индивидуального отбора поступающих.
Приём в СШ на обучение по программам осуществляется по письменному заявлению законных представителей поступающих(Приложение 2).
В заявлении о приёме в СШ указываются следующие сведения:
- наименование программы;
- фамилия, имя, отчество поступающего;
- дата рождения поступающего;
- фамилия, имя, отчество законных представителей поступающего;
- номера телефонов законных представителей поступающего;
- сведения о принадлежности поступающего к образовательной организации, реализующей основные образовательные программы;
- адрес места регистрации поступающего (фактического места жительства).
В заявлении фиксируется факт ознакомления законных представителей с уставом организации, программой учреждения и его локальными нормативными актами, а также согласие на проведение процедуры индивидуального отбора поступающего.
При подаче заявления представляются следующие документы:
- копия паспорта или свидетельства о рождении поступающего;
- копия ИНН
- копия СНИЛС
- медицинские документы, подтверждающие отсутствие у поступающего противопоказаний для освоения образовательной программы спортивной подготовки по видам спорта, культивируемым в ДЮСШ;
- фотографии поступающего размером 3х4 в количестве 2 штук.
На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы и материалы результатов индивидуального отбора.
Личные дела поступающих хранятся в организации не менее трех месяцев с начала объявления о приёме.
Порядок зачисления поступающих в организацию.
Зачисление поступающих в СШ на обучение по программам оформляется приказом директора учреждения на основании решения приёмной комиссии до 1 октября соответствующего года.
7. Организация взаимодействия СШ с общеобразовательными школами и оценка эффективности
МБУ «СШ «Тюлячи» Тюлячинского муниципального района и выполняет роль координатора по вопросам физического воспитания школьников в учреждениях основного и дополнительного образования района. Школа имеет хорошую спортивную базу (спортивные залы, бассейн, тренажерный зал).
Кроме объектов СШ тренировочная и воспитательная работа проводится и на базах 10 школ района. Из 446 воспитанников СШ - 366 занимаются на базе общеобразовательных учреждений, что составляет 82% от общего числа детей, посещающих спортивную школу.
В целях сохранения и увеличения контингента обучающихся был заключен долговременный договор о сотрудничестве с общеобразовательными школами.
8.ВЫВОДЫ
< >Рассмотрение деятельности и организационной структуры показал, что управление СШ осуществляется в соответствие с законодательством РФ и настоящим Уставом и строится на принципах единоличия и самоуправления.Изучение процесса набора детей в СШ выявил следующее:
9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А. «Теория физической культуры (курс лекций)- Казань: из- во «Матбугат йорты», 2002 . - 206 с.
2. Агафьев В.В. Воспитание будущих спортсменов. – М, 2004. – 255 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин - М. : Физкультура и спорт, 2001 – 223 с.
4. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 2832.
5. Бауэр В.Г. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР). - М, 2007.
6. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию / В.П. Богословский. - М. : Просвещение, 1994. -116 с.
7. Вахитов И.Х. «Основы спортивной подготовки //Методические рекомендации к семинарским занятиям.- Казань, 2000. – 246 с.
8. Веселов П.И. Особенности обучения и воспитания школьников в ДЮСШ. – М, 2006. – 311 с.
9. Виханаский О.С., Наумов И.А. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2008. – 187 с.
10. Волков, Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л. В. Волков – Киев : Здоровья, 2004. – 24 с.
11. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом. – Ростов на Дону, Феникс, 2006. – 441 с.
12. Галкин В.В., Сысоев В.И. Правовые основы в сфере физической культуры и спорта. Воронеж, 2001.-11 c.
13. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2006. - 294 с.
14.Голощапов, Б.Р. История физкультуры и спорта: учебное пособие / Б.Р.Голощапов. - М., 2000. - 180 с.
15. Губа В.П. Основы распознания раннего спортивного таланта. -М.: Терра-Спорт, 2003. - 208 с.
16. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта: Учебное пособие. - Тюмень, 2008 – 183 с.
17. Золотое М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие. М.: ФОН, 2007 – 167 с.
18. Зубарев Ю.А., Попова А.Ф., Пряхин Г.Н. Менеджмент в физической культу-ре и спорте. Волгоград, 2001- 174 с.
19. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. - М.: «ИНСАН», 2005. - 368 с.
20. Крылова А.П. Физическая культура и спорт как объект управления. М.: Смарт, 2006 – 271 с.
21. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Переверзин И.И. Научные основы спортивного менеджмента// Теория и практика физической культуры и спорта, 2008. № 5. 6 с.
22. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой: систематичность, адаптация, здоровье / Куликов Л. М. - М. : ФОН, 1995. – 46 с.
23. Максимов С.А. Теория управления организацией. М.: ПРИОР, 2007 – 232 с.
24. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев - М. : Физкультура и спорт, 1977. – 346 с.
25. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
26. Набатникова, М. Я., Ивочкин, В. В. Система комплексного контроля в управлении подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова, В.В. Ивочкин. - М. : Физкультура и спорт, 2002. – 219 с.
27. Николаева А.Е. Теория управления. М.: Олма-пресс, 2007 – 89 с.
28. Опарина М.В. Менеджмент в спорте.- М.: Манускрипт, 2007 – 58 с.
29. Перевезин И.И. Менеджмент спортивной организации. М.: «СпортАкадем-Пресс», 2002 – 141 с.
30. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997. - 234 с.
31. Яковлева Н.Ю. Подготовка Олимпийского резерва. – М, 2004. – 143 с.
12.04.2023 г.