Об утверждении муниципальной Программы
«Профилактика наркотизации населения Тюлячинского муниципального района на 2021-2023 годы»
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную Программу «Профилактика наркотизации населения Тюлячинского муниципального района на 2021-2023годы» согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу согласно действующему законодательству.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Руководителя Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района по социальным вопросам Д.С. Гиниятуллина.
Руководитель И.Х. Хамидуллин
Приложение
к постановлению
Исполнительного комитета
Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан
от «09» декабря 2020 № 545
Муниципальная Программа «Профилактика наркотизации населения
Тюлячинского муниципального района на 2021-2023 годы»
I. Паспорт муниципальной Программы профилактики
наркотизации населения Тюлячинского муниципального района
на 2021-2023 годы
Наименование Программы |
Муниципальная Программа «Профилактика наркотизации населения Тюлячинского муниципального района на 2021-2023 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
1. Закон Республики Татарстан от 29.10.2009 № 50-ЗРТ «О профилактике наркомании и токсикомании». 2. Постановление Кабинета Министров РТ от 16.10.2013 № 764 (ред. от 31.08.2020) «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2025 годы» |
Муниципальный заказчик |
Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района РТ |
Куратор и исполнители Программы |
Куратор Программы - отдел по делам молодежи, спорту и туризму Исполнительного комитета района. Исполнители – муниципальные учреждения |
Цель Программы |
Снижение масштабов незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков в Тюлячинском муниципальном районе |
Задачи Программы |
- наращивание усилий правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; - совершенствование системы лечебной и реабилитационной помощи наркозависимым психотерапевтической работы с родственниками; - формирование у населения отрицательного отношения к потреблению наркотиков; - создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом, развитие волонтерского движения; - совершенствование организационного нормативно-правового и методического обеспечения антинаркотической деятельности |
Сроки реализации Программы |
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2021-2023 годов |
Финансирование Программы |
- средства местного бюджета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в объемах, определяемых и выделяемых в установленном порядке; - предполагаемые к привлечению средства местного бюджета, внебюджетные источники Объем финансирования Программы составит: - в 2021 году – 6,5 тыс. рублей; - в 2022 году – 6,5 тыс. рублей; - в 2023 году – 6,5 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета на соответствующий год и на плановый период. Объемы средств федерального, республиканского бюджета и внебюджетных источников будут определены в соответствии с ежегодно заключаемыми договорами и соглашениями |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Развитие системы профилактических мер, направленных на предупреждение социально негативных явлений среди населения Тюлячинского муниципального района. 2. Увеличение к 2024 году количества детей и молодежи, задействованных в профилактических проектах и Программах и ориентированных на здоровый образ жизни. 3. Увеличение численности специалистов, занятых в учреждениях социальной сферы, повысивших уровень профессиональной компетенции в сфере профилактики наркотизации населения. 4. Совершенствование системы социально-психологической поддержки подростков и молодежи группы риска. 5. Роста доли детей и молодежи, систематически занимающихся в кружках по интересам, физической культурой и спортом, волонтерской деятельностью, к общему количеству детей и молодежи |
Система контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Антинаркотическая комиссия Тюлячинского муниципального района |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Планомерная комплексная антинаркотическая работа, проводимая в рамках реализации мероприятий профилактики наркотизации населения района, позволила накопить опыт межведомственного сотрудничества, методического, материально-технического и кадрового обеспечения реализации задач профилактики наркотизации, что позволило достичь определенных позитивных результатов.
В рамках Программы Исполнительным комитетом района была продолжена начатая ранее работа в сфере координации антинаркотической муниципальной деятельности. Основное усилие было направлено на меры первичной профилактики, пропаганду здорового образа жизни среди населения Тюлячинского муниципального района.
По состоянию на 1 января 2020 года, население района составляет 13 778 человек.
Мониторинг наркоситуации по Тюлячинскому муниципальному району за 2018-2020 годы, по официальным данным, подтверждает рост количества больных наркоманией (в 2018 году – 2 чел., в 2019 году – 3 чел., в 2020 году – 4 чел.).
По данным на конец 2020 года, под наблюдением за потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями состоит 4 жителя Тюлячинского муниципального района, с диагнозом "наркомания" – 4 человека.
Заболеваемость алкоголизмом состоит следующим образом на конец 2020 года на учете стоят 60 человека (из них 12 за пагубное употребление).
Правоохранительными органами Тюлячинского муниципального района ведется значительная работа по выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Увеличение числа лиц, состоящих на профилактическом учете в наркологической службе, также свидетельствует об активизации работы по выявлению наркопотребителей, в том числе в рамках проведения профилактических медицинских осмотров учащихся и лиц призывного возраста на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Однако требуют активизации мероприятия по выявлению тяжких и особо тяжких наркопреступлений на территории Тюлячинского муниципального района.
Проведена значительная работа по налаживанию сотрудничества с общественными и религиозными организациями в сфере профилактической и реабилитационной деятельности. В отчетном периоде активно осуществлялись мероприятия по оздоровлению детей и молодежи, привлечению их к занятиям физической культурой и спортом, культурно-просветительским мероприятиям, что мотивировало их к ведению здорового образа жизни.
Многочисленные профилактические акции осуществлялись за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности муниципальных учреждений - участников Программы, и привлеченных внебюджетных средств.
Кураторы Программы считают целесообразным продолжить реализацию профилактических проектов, показавших свою эффективность.
Ввиду сохраняющейся актуальности проблем наркотизации населения района, риска вовлечения несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ в Тюлячинском муниципальном районе продолжается комплексная межведомственная работа, направленная на снижение уровня наркотизации, профилактику алкоголизма и табакокурения среди населения.
При разработке данной Программы учитывались задачи, основные направления Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, рекомендации антинаркотической комиссии в Республике Татарстан, предложения антинаркотической комиссии Тюлячинского муниципального района, медицинских учреждений, а также необходимость закрепления результатов внедряемых профилактических проектов и программ.
Специфика проблемы требует постоянного контроля наркоситуации в Тюлячинском муниципальном районе, поэтому досрочное прекращение реализации Программы не предусматривается.
В целях дальнейшей стабилизации наркоситуации, развития и повышения эффективности антинаркотической работы необходимо продолжить:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере противодействия распространению наркомании;
- проведение оперативно-разыскных мероприятий по пресечению деятельности преступных сообществ и организованных наркогрупп, по подрыву экономических основ наркобизнеса, перекрытию контрабандных каналов поступления наркотиков на территорию Республики Татарстан;
- проведение оперативно-профилактических мероприятий в местах массового досуга молодежи и по ликвидации наркопритонов;
- ведение мониторинга новых видов наркотических средств и выработку своевременных и адекватных решений по противодействию их распространению;
- подготовку и повышение квалификации специалистов различных министерств, ведомств, органов и учреждений, осуществляющих организацию и проведение антинаркотических мероприятий;
- разработку методических, информационных, просветительских материалов по антинаркотической тематике и профилактике ВИЧ-инфекции;
- проведение профилактических медицинских осмотров учащихся, студентов, лиц призывного возраста;
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятия которыми установлено ограничение в отношении больных наркоманией;
- внедрение современных диагностических методик, направленных на выявление потребителей новых видов наркотических веществ;
- развитие поэтапной системы лечения и медико-социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, в том числе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;
- совершенствование работы по выявлению наркопотребителей, расширению их доступа к медико-социальным услугам;
- разработку и реализацию молодежных проектов, направленных на развитие волонтерского антинаркотического движения, вовлечение подростков и молодежи в занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации на ведение здорового образа жизни;
- развитие материально-технической базы и сети учреждений дополнительного образования и культурно-досуговых учреждений для подростков и молодежи;
- информационно-разъяснительную работу среди различных категорий населения о негативных последствиях употребления наркотиков с использованием современных подходов и технологий;
- оказание информационной, финансовой и имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим антинаркотическую работу;
- оказание консультационной и методической помощи органам местного самоуправления в организации и проведении антинаркотической работы.
III. Цель, задачи Программы, индикаторы оценки
результатов их достижения
Целью Программы является снижение масштабов незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков в Республике Татарстан.
Для достижения цели Программы требуется решение следующих задач:
- наращивание усилий правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- совершенствование системы лечебной и реабилитационной помощи наркозависимым, психотерапевтической работы с родственниками;
- формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни и отрицательного отношения к потреблению наркотиков;
- создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом, развитие волонтерского движения;
- совершенствование организационного, нормативно-правового и методического обеспечения антинаркотической деятельности.
Для решения задач Программы предусмотрена реализация следующих мероприятий, направленных на:
- повышение эффективности работы правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотиков;
- развитие и совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ;
- формирование здорового образа жизни среди населения, в том числе детей и молодежи;
- совершенствование организационного, нормативно-правового и методического обеспечения антинаркотической деятельности.
Для оценки эффективности мероприятий Подпрограммы предлагается использовать следующие показатели:
- доля расследованных тяжких и особо тяжких преступлений от общего количества расследованных наркопреступлений;
- количество выявленных и зарегистрированных больных наркоманией;
- доля родителей, охваченных программами родительского всеобуча антинаркотической направленности;
- доля детей и молодежи, систематически занимающихся в кружках по интересам, физической культурой и спортом, волонтерской деятельностью, к общему количеству детей и молодежи;
- доля специалистов, прошедших обучение на семинарах и курсах повышения квалификации по антинаркотической направленности.
Срок реализации Программы рассчитан на период 2021-2023 годов.
Основные цель, задачи, индикаторы оценки результатов, а также объемы финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, представлены в приложении к ней.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана в соответствии с задачами Программы. По рекомендациям антинаркотической комиссии в Республике Татарстан продолжена реализация профилактических проектов, показавших свою эффективность в прошедших годах.
V. Механизм реализации Программы и контроль
за ее исполнением
Финансирование мероприятий осуществляется через структурные подразделения Исполнительного комитета района, являющиеся исполнителями настоящей Программы, и их подведомственные муниципальные учреждения.
Куратором Программы является отдел по делам молодежи, спорту и туризму Исполнительного комитета района. Оперативный контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель Руководителя Исполнительного комитета района по социальным вопросам. Главные распорядители бюджетных средств, являющиеся исполнителями Программы, несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств. Исполнители Программы после осуществления программных мероприятий представляют в отдел по делам молодежи, спорту и туризму Исполнительного комитета района ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий по установленной форме.
Годовой сводный отчет о промежуточных итогах реализации Программы представляется отделом по делам молодежи, спорту и туризму Исполнительного комитета района в отдел территориального развития и инвестиционной деятельности Исполнительного комитета района и в Финансово-бюджетную палату Исполнительного комитета района. С целью контроля за реализацией Программы ее результаты ежегодно заслушиваются на заседаниях антинаркотической комиссии Тюлячинского муниципального района.
VI. Оценка эффективности Программы
Социально-экономическая эффективность реализации Программы проявляется в снижении масштабов немедицинского потребления наркотиков, заболеваемости наркоманией, числа смертельных исходов от последствий употребления наркотических средств, уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в повышении информированности населения о негативных последствиях употребления наркотиков и психотропных веществ.
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- сократить предложения наркотиков путем уничтожения инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков в Тюлячинском муниципальном районе;
- не допустить поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;
- пресечь оборот новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления;
- сократить спрос на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, а также формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков.
Наименование основных мероприятий |
Исполнители |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
Финансирование (тыс.руб.) |
|||
2020 (базовый) год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель: Снижение масштабов незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков в Тюлячинском муниципальном районе |
||||||||
Задача 1. Наращивание усилий правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков |
||||||||
1.1. Проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
Отделение МВД России по Тюлячинскому району (по согласованию) |
2021-2023 |
Рост количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений, в процентах |
100 |
100,1 |
100,2 |
100,3 |
- |
1.2. Осуществлять деятельность по пресечению оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления; организовать общественный контроль за распространением информации о наркотиках и пропаганды наркотиков в сети «Интернет» |
Отделение МВД России по Тюлячинскому району (по согласованию), Роспотребнадзор по Сабинскому и Тюлячинскому районам (по согласованию) |
2021-2023 |
Количество выявленных случаев |
|
|
|
|
- |
1.3. Реализовать комплекс оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и ликвидации мест произрастания дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений |
Отделение МВД России по Тюлячинскому району (по согласованию), главы СП (по согласованию) |
2021-2023 |
Рост количества выявленных очагов произрастания наркосодержащих растений |
3 |
4 |
5 |
6 |
- |
1.4. Повысить доступность и эффективность работы Телефонов доверия, приемных по работе с обращениями граждан с более широким использованием возможностей сети «Интернет» |
Отделение МВД России по Тюлячинскому району (по согласованию), главы СП (по согласованию) |
2021-2023 |
Количество обращений поступивших по телефону |
|
|
|
|
- |
Задача 2. Формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни и отрицательного отношения к потреблению наркотиков |
||||||||
2.1. Организовать профилактическую работу в образовательных учреждениях, в том числе провести: Республиканские антинаркотические акции: «Сообщи, где торгуют смертью!», «Жизнь без наркотиков», «Будь готов! Скажи, нет!», «Россия без табака» |
МКУ «Отдел образования» |
2021-2023 |
Количество мероприятий в год, единиц |
8 |
10 |
12 |
14 |
- |
ОДМСиТ |
- |
|||||||
МЦ «Олимп» |
7,5 |
|||||||
МБУ «ФОРПОСТ» |
12 |
|||||||
2.2. Организовать взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Антинаркотическая комиссия района |
2021-2023 |
Количество совместных заседаний в год, единиц |
1 |
2 |
3 |
4 |
- |
2.3. Проводить работу с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе через реализацию профилактических проектов |
МКУ «Отдел образования», образовательные организации |
2021-2023 |
Количество мероприятий в год, единиц |
14 |
14 |
14 |
14 |
- |
2.4. Проводить профилактическую антинаркотическую работу с родителями учащихся в образовательных учреждениях (проект «Путь к успеху» |
МКУ «Отдел образования», образовательные организации |
2021-2023 |
Количество мероприятий в год, единиц |
14 |
14 |
14 |
14 |
- |
2.5. Развивать систему раннего выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ, в том числе проводить: профосмотры учащихся общеобразовательных школ района |
МКУ «Отдел образования», образовательные организации |
2021-2023 |
Количество учащихся охваченных профосмотрами, чел. |
- |
300 |
300 |
300 |
- |
2.6. Приобретение медицинской аппаратуры для выявления, лечения и реабилитации наркобольных для учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь населению |
ГАУЗ «Тюлячинская ЦРБ» |
2021-2023 |
Увеличение количества закупки экспресс тестов, единиц |
130 |
150 |
150 |
150 |
В рамках лимитов финансирования муниципальных учреждений |
2.7. Оказание социально-психологической помощи наркозависимым, в том числе формирование у них мотивации на лечение |
ГАУЗ «Тюлячинская ЦРБ» |
2021-2023 |
Количество социально-психологической помощи наркозависимым |
|
|
|
|
- |
2.8. Антинаркотическая работе в местах массового досуга молодежи |
ОДМСиТ |
2021-2023 |
Количество мероприятий в год, единиц |
1 |
2 |
2 |
2 |
В рамках лимитов финансирования муниципальных учреждений |
2.9. Продолжить работу средств массовой информации по формированию общественного мнения, направленного на популяризацию здорового образа жизни и предупреждение употребления психоактивных веществ |
Филиал ОАО «Татмедиа» (по согласованию) |
2021-2023 |
Количество публикаций за год, единиц |
82 |
85 |
87 |
90 |
- |
Задача 3. Создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия в кружках по интересам,физической культурой и спортом, развитие волонтерского движения |
||||||||
3.1. Внедрять методики, направленные на стимулирование у детей и подростков осознания личностных, духовных и нравственных ценностей (реализация проекта «Самостоятельные дети») |
МКУ «Отдел образования» |
2021-2023 |
Количество детей и подростков задействованных в проекте «Самостоятельные дети» |
58 |
58 |
60 |
65 |
- |
3.2. Проводить массовые физкультурно-спортивные соревнования среди всех категорий населения: - зимняя Спартакиада; - Декада спорта и здоровья; - День лыжника; - осенний кросс; - майский забег; - летняя Спартакиада |
ОДМСиТ |
2021-2023 |
Охват населения, чел. |
198 |
210 |
215 |
220 |
В рамках лимитов финансирования муниципальных учреждений |
3.4. Проводить информационно-разъяснительную работу по вовлечению детей и подростков в спортивные кружки и секции СШ «Тюлячи», СШ «Юность» и Детского оздоровительно-образовательного центра |
СШ «Тюлячи», СШ «Юность», ДООЦ |
2021-2023 |
Количество информационно-разъяснительных мероприятий в год, единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
- |
3.5. Организация конференций, заседаний «круглых столов», семинаров по проблемам профилактики наркотизации населения |
ОДМСиТ, МКУ «Отдел образования» |
2021-2023 |
Количествомероприятий в год, единиц |
1 |
1 |
2 |
3 |
В рамках лимитов финансирования муниципальных учреждений |
Задача 4. Совершенствование организационного, нормативно-правового и методического обеспечения антинаркотической деятельности |
||||||||
4.1. Организовать ведение мониторинга наркоситуации в районе |
Антинаркотическая комиссия |
2021-2023 |
Количество заседаний антинаркотической комиссии в год |
4 |
4 |
4 |
4 |
- |
4.2. Принимать участие в курсах повышения квалификации по антинаркотической и профилактической работе для специалистов молодежной политики |
ОДМСиТ, МЦ «Олимп», МБУ «ФОРПОСТ», МКУ "Отдел образования" |
2021-2023 (по назначению) |
Количество прошедших курсы повышения квалификации |
0 |
1 |
2 |
2 |
- |
4.3. Организовать проведение социологических исследований среди молодежи района |
ОДМСиТ, МЦ «Олимп», МБУ «ФОРПОСТ» |
2021-2023 |
Количество мероприятий в год, единиц |
1 |
2 |
2 |
2 |
- |
4.4. Публикации информации антинаркотической направленности в местных Интернет ресурсах |
МБУ «ФОРПОСТ» |
2021-2023 |
Количество публикаций в год, единиц |
4 |
6 |
7 |
8 |
- |
4.5. Оснастить антинаркотической литературой библиотеки района и организовать проведение в них тематических выставок |
Отдел культуры |
2021-2023 |
Количество книжных выставок в год, единиц |
16 |
18 |
20 |
22 |
В рамках лимитов финансирования муниципальных учреждений |
4.6. Разработать, издать и распространить методическую литературу и средства наглядной агитации по профилактике наркомании |
Отдел культуры |
2021-2023 |
Количество раздаточного материала, единиц |
50 |
70 |
80 |
90 |
В рамках лимитов финансирования муниципальных учреждений |
ИТОГО: |
19,5 |